nikolauss (nikolauss) wrote,
nikolauss
nikolauss

Супермены этики

Немногие знают, что кредо интеллигенции - изменение собственной личности, а не общества, изменение которого есть следствие изменения сознания личности.
Любые изменения сознания социума - начинаются с изменения сознания индивидуума - и никогда не наоборот.
Из истории известно, что самые чудовищные преступления совершали люди, желающие осчастливить всё человечество, сами меж тем, будучи глубоко несчастными.
Нельзя другим отдать то, чего не имеешь сам.
"Поэтические прогулки" Быкова и Акунина - это и есть изменения сознания на индивидуальном уровне, прямая конфронтация с властью - есть глупость одних, и злой умысел других, толкающих массы в сговоре с властью на дубинки ОМОНа, истосковавшегося по насилию.
Обратите внимание, что за редким исключением, а в некоторых случаях - и без исключений: Борис Гребенщиков, Михаил и Ирина Прохоровы, Олег Басилашвили, Виктор Пелевин, Андрей Макаревич и - немногие другие - в политическом противостоянии с властью - не участвуют.
Именно они и являются немногими российскими интеллигетами - в отсутствии самого явления интеллигенции, уничтоженной большевиками и коммунистами.
"Не восставай на власть ..., но борись с нею духовно...", Библия.
Именно это делают Быков и Акунин, когда выходят на свои "поэтические прогулки" - и не выходят на бессмысленные протесты, понимая, что своим участием - несут ответственность за всех избитых, незаконно задержанных, арестовенных и незаконно отбывающих тюрем6ый срок.
Именно это делают все творческие личности, когда служением красоте - изменяют сознание немногих, готовых стать лучше.
Удел остальных, не обременённых интеллектом - митинги и протесты, результат которых заранее известен даже им самим, и подавно - их организаторам, которые, по ощущениям, находятся в полном согласии с властью, остро нуждающейся во врагах.
И все довольны.

Originally posted by novayagazeta at Супермены этики
Об интеллигенции и деполитизации.

Уже с весны всем в нашей стране, кто следит за политикой, очевидно, что массовые протесты нарастают. Небывалые с 1993 года мобилизации на несогласованные властями уличные акции, всероссийская забастовка дальнобойщиков, решительные и многолюдные выступления против так называемой реновации жилья в Москве — все это обещает какое-то развитие. Факты, как говорится, налицо. А где же соответствующее масштабу происходящего осмысление? Что поделывает и подумывает так называемый мозг нации, интеллигенция? Наверное, ведь уже изучены все «за» и «против», проанализированы все варианты, просчитаны до сантиметра все «дорожные карты», ведущие из этой России, в которой слишком многим неуютно, несвободно и небогато живется, к той новой России, в которой ее многонациональный народ, записанный в Конституции, действительно почувствует себя хозяином страны?


Нет, интеллигенция покамест все о своем. Вместо участия во внезапно воскресшей российской протестной политике интеллигенты очень уж увлечены мыслью о занятии правильной высокоморальной позиции по отношению к власти, что, конечно, неплохо (да кто же из нас всерьез возопит против этики?), но на власть и на положение в стране это никак не повлияет, скорее всего. Но даже и исходя из своей высокоморальной позиции интеллигенция не предпринимает никаких видимых действий.

Сдается, это потому, что некоторым вопросы этики в политике заменяют работу мозга. Пресловутый этический императив, ложно понятый, так застит глаза, что любые политические методы отвергаются. Такие «супермены этики» обычно все в белом, а в итоге в грязи несвободы и несправедливости мы все, в том числе и они. А что, это же очень удобно — ничего не делать для перемен, да и зачем, если, как знают все патентованные интеллигенты, «ничего сделать нельзя».

На самом деле это ложная и не подтверждаемая историческими фактами оппозиция «этика—политика». Кто у нас там считается чемпионом по этике? Ганди? Советские диссиденты?

Ганди вовсю применял политические методы, да и вся его знаменитая «сатьяграха» — теория и практика (и практика!) ненасильственного сопротивления колонизаторам была грандиозной политической кампанией, выстроенной здраво, логично, пошагово и приведшей в итоге к задуманному результату — независимости Индии.

Советские диссиденты, в отличие от Ганди, часто действительно не сознавали, что пользовались политическими методами, отстаивая права человека (а чем же были их постоянные и совершенно оправданные обращения к Западу как не политикой? — ведь не к марсианам же они обращались, а к главным политическим врагам правящей верхушки СССР).

Уже лет за сорок до знаменитой и замечательной «демонстрации восьмерых» 25 августа 1968-го на Красной площади было ясно сформулировано, что даже «личное — это политическое», а что уж тут говорить о правах человека en mass? Но к массам как раз практически не обращались, считая это досадным погружением в политику. Но обращались к «элитам» — советским и западным, делая этим самым заметные политические шаги к освобождению и себя, и масс, но только лишь замедляя этот процесс собственной добровольной слепотой.

Увы, советские диссиденты в большинстве своем сами себя убедили, что далеки от политики, сами себя тем самым обманули и в итоге сами себе проиграли политическое сражение за вектор и глубину реальных перемен в стране, когда они действительно лавинообразно начались в конце 1980-х. И только один академик Сахаров за всех отдувался, участвуя в Съезде народных депутатов СССР, куда, кстати сказать, был избран вовсе не по «парламентской» процедуре равных-тайных-всеобщих, а в рамках корпоративного представительства от Академии наук по «похабным» советским правилам — сыграл то есть вполне политически — как мог, как получалось, но на полный максимум сил. И прилагал этот максимум сил, покуда жизни хватило.

Но среди нынешних нет ни Сахарова, ни Ганди. Что же делать? Да что-что? Если интеллигенция бойкотирует, надо самим погружаться в политические процессы, обретать политическое сознание, начинать действовать политически и добиваться политических результатов. А то, того и глядишь, помирать нам без музыки и просто — с голодухи.

Влад Тупикин,
журналист

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments