nikolauss (nikolauss) wrote,
nikolauss
nikolauss

Монолит нерукотворный. Фильму Стэнли Кубрика: "Космическая Одиссея" - 50 лет.



Главное отличие этой великой картины от её литературного первоисточника в том, что она не была экранизацией в полном смысле этого слова, и несмотря на тесное сотрудничество и обмен идеями Стэнли Кубрика с Артуром Кларком - это было самостоятельное произведение, вышедшее на экраны раньше самого романа, в этом уникальность этого фильма Кубрика от всех других экранизаций, что проявилось в значительных отличиях, как минимум, в двух эпизодах фильма.
Известно, что любая экранизация сильно уступает литературному первоисточнику, вероятно, причина в принципиально другой семантической системе передачи информации - видеоряд уступает тексту по силе эмоций, и там, где читателю дана свобода воображения, видеоряд приглашает зрителя на готовое, лишая его всей глубины сопереживаний с героями картины.
Тем не менее, в отдельных случаях фильм может превзойти книгу, и в "Космической одиссее" такими моментами были два эпизода. В первом, вожак стаи обезьян - "Смотрящий на Луну", случайно ударивший палкой другую обезьяну во время драки за контроль над водоёмом - связал причину и следствие, и здесь проявился талант Кубрика, в замедленной съёмке показавший, как ошеломлённый этим открытием, "Смотрящий на Луну" начал крушить этим оружием всё вокруг - в теле животного пробудился разум, и на следующий день уже вся стая была вооружена палками, что в дальнейшем дало стае преимущество над их соперниками.
Второй момент, когда после полёта Дэвида Боумена на капсуле сквозь пространство и время, он рождается сверх-существом, обладающим могучими знаниями, и момент этого рождения Кубрик гениально изобразил в виде двух сфер одинакового размера, парящих в космосе, одной из которых была Земля, а другой - само сверх-существо в виде человеческого эмбриона.
И всё же, слово сильнее любых, даже самых талантливых образов, и в романе, с разницей в три миллиона лет, Артур Кларк дважды употребляет фразу, ставшую лейтмотивом романа, и гимном человеческому разуму, которая первый раз рождается в ещё тусклом сознании получеловека-полуобезьяны - будущего капитана "Дискавери" - Дэвида Боумена, а второй раз - в его более высокой реинкарнации сверх-существа: "Но он что-нибудь придумает".
Прекрасная картина, пробуждающая в зрителе очень и очень глубокие чувства.



Для самого Кубрика «Космическая одиссея» стала поворотным моментом, разделившим его фильмографию на до и после. Элементы художественного стиля — монтаж, подход к организации кадра и использованию музыки, тотальность режиссерского видения — наконец сложились в непознаваемое единое целое черного монолита. Впредь зритель будет иметь дело с другим Кубриком. Он станет режиссером, каждое последующее послание которого будет принято расшифровывать столь тщательно, словно оно получено из открытого космоса.
https://plus.google.com/+ЖаннаВоронина/posts/G1YCqMNLPS9
https://www.kommersant.ru/doc/3714336#
Subscribe

  • "Диктаторы ломаются на чувствах"

    Чтобы русский человек признал свои ошибки, и публично допустил правоту своих оппонентов? Да это же фундамент западноевропейского либерализма -…

  • Корзина из параллельной реальности

    Беда не в постоянном подорожании продуктов, лекарств и других товаров - а в неспособности этого ценового геноцида власти против населения -…

  • "Миша, коррупция, оккупация"

    "... Никто его почему-то до сих пор не сдернул." Культурная страна. В отличии от России. И культура не только оппозиции, но и сторонников…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments