nikolauss

Category:

Современный научный путь познания - и его древний альтернативный путь

Принципы познания можно сравнить с корпускулярно-волновой теорией из квантовой физики, а само познание трояко, и делится на интеллектуальное, чувственное - и интуитивное.

Интеллектуальный принцип познания подобен корпускуле (частице), которая объективна, и может быть повторена множество раз и показана всем желающим (научное определение понятия "факт").

В противоположность интеллектуальному принципу, который изучает целое, дробя его на части, ошибочно думая, что познавая части - познаёт целое, чувства охватывают всё явление целиком, не дробя его на части. При этом, познавая внутреннюю суть целого, чувства упускают из виду детали, из которых оно состоит, и в этом кардинальное различие интеллектуального и чувственного принципов познания.

Где два - там три, многие слышали о двух принципах древнекитайской философии: женском начале Инь, и мужском начале  Ян, но существует и третья их ипостась - Дэн, которая является суммой крайностей первых двух - "золотым сечением", суммируя в себе лучшие свойства двух предъидущих принципов познания.

Самое время вспомнить древние легенды о гермафродитах, имеющих половые признаки как мужчины, так и женщины.

Отсюда древнеиндийское понятие Тримурти, соответствующее христианской Троице: Отец, Сын - и Святой Дух.

В геометрии - большой и малый катеты - и гипотенуза.

В электричестве - плюс, минус - и ноль.

В любви - секс- филия - агапЭ.

Положительное - отрицательное - нейтральное.

Холодное - горячее — тёплое.

Мужчина - женщина - ребёнок.

Не случайно великие художники прошлого изображали ангелов в виде детей.

Список тройственности бытия уходит в бесконечность.

Таким - третьим принципом познания - является интуиция.

"Intuitio" - "пристально смотрю" (лат.)

Мы смотрим поверхностно, и говорим - "случайность", смотрим пристально, и говорим - "закономерно".

Философское определение случайности (случая): "непознанная (!) - закономерность".

Таким образом, любая случайность - это не более, чем недостаток информации, и по мере познания - превращается в закономерность - "меру закона", т. е. - знания.

В отличии от интеллектуального и чувственного принципов познания, интуиция охватывает каждый предмет познания целиком во всём его многообразии, и его детали, и его внутреннюю суть (его корпускулярную и волновую природу), но вот беда - это невозможно доказать, так как данный принцип познания исключительно субъективен, и не подпадает под научное определение факта.

Так может быть - надо что-то подправить в "консерватории"?

Парадокс в том, что т. н. научное познание, основанное только на интеллектуальном принципе познания, а также чувственный и интуитивный принципы - в древней науке являются нераздельным целым, их неверно делить и противопоставлять друг другу, так каждый из них изучает свою сферу жизни, в соответствии с "разрешающей способностью" своих инструментов, или как говорит Йога - "на шкале вибраций".

Вы же не требуете от радиомастера отремонтировать комьютер гаечным ключом?

А от дворника — подмести метлой магнитное поле?

Каждой сфере - свой инструментарий познания.

Не только само существование интуитивного принципа познания, но и его приоритет на любой фазе познания доказал известный учёный-ракетчик - Владимир Григорьевич Ефремов, переживший клиническую смерть, и мгновенно получавший в посмертном состоянии точную информацию по любому интересующему его вопросу - из вселенской "базы данных", более известную человечеству, как подсознание, достаточно лишь настроить "радиоприёмник" своего ума и души - в резонанс с частотой - своей внутренней вселенной, именно так музыканты и поэты слышат свои - ещё не написанные музыку и стихи, художники видят свои будущие картины, режиссёры - фильмы, и именно так Аристотель нашёл формулу вычисления объёма сложной формы ("Эврика!").

Суммируя, можно сказать, что познание делится на внешний мир, изучение которого построено на доказательном принципе - и мир внутренний, познание которого основано на - "опыте личного переживания", который невозможно повторить и показать всем желающим, но который от этого не перестаёт быть высшей формой познания, мгновенно охватывая суть и форму каждого предмета познания.

В Дзэн-буддизме есть практика под названием "дза-дзэн", в буквальном переводе: "сидячая медитация", смысл которой исчерпывается её буквальным преводом, т. е. - просто сидением на полу, ничего не делая, не думая и не ощущая.

Однажды в сознании поисходит вспышка "молнии" — просветление ума.

Это и есть истинное знание, а всё остальное - его следствия и фрагменты.

Другая буддийская практика широко известна во всём мире как "коан" - "вопрос без ответа", получив который от учителя, ученик многие дни, недели и даже месяцы мучительно размышляет в поисках ответа, не зная о "коварстве" учителя, так как логический ответ принципиально невозможен, но то, что ученик найдёт в результате своих умственных мучений - будет гораздо больше искомого - и которое также будет недоступно словесной фиксации.

И тогда ученик, сам того не ожидая, вдруг восклицает:

О Человек! Как ты велик!

И как же ты - о человек - ничтожен!

То в Небо он стремит свой лик - 

То в бездну Тьмы - он падать может. 

И тогда учитель говорит ему: "- Молодец - ты понял - вот тебе следующий коан."



Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded